И «опять двадцать пять», или эта простая, но очень сложная команда «ко мне»
Для начала прочитайте общие рекомендации по дрессировке щенка ЗДЕСЬ.
А теперь начнем с самого начала учиться такой нужной и, я бы сказала – жизненно важной команде «ко мне». Если вы будете четко следовать инструкции, не спешить, не нервничать, и не вносить свои и соседские ноу-хау, то вы, во-первых, достаточно быстро обучите щенка, во-вторых, сможете легко исправить ситуацию, если команда в какой-то момент сорвется, в-третьих, будете спокойны за вашу собаку всю оставшуюся жизнь.
Основные принципы, которых необходимо придерживаться в период обучения:
1. Команду даем бодрым, громким, четким голосом, ни на секунду не сомневаясь, что она будет выполнена
2. Команду НЕ даем, если собака заведомо ее не выполнит
3. Команду НЕ даем, если вы не сможете в случае непослушания настоять на ее выполнении (собака далеко от вас, собака убегает от вас и т. д.)
4. НИКОГДА не подзываем собаку, чтобы отругать, накричать, потыкать носом, потягать за шкирку и, тем более, ударить собаку.
5. НИКОГДА не ругаем, не кричим, не бьем, не тягаем за шкирку за невыполнение команды.
6. НИКОГДА не даем команду «ко мне», если после нее должно последовать действие, неприятное для собаки (собака хочет гулять, а вы надеваете поводок и тащите ее домой; зовете собаку, чтобы дать ей лекарство или сделать укол; подзываете, чтобы наказать или увести от веселой компании и т.д.)
7. Не задергиваем собаку бесконечными подзывами, но ВСЕГДА добиваемся выполнения подхода, даже если вы почему-то передумали.
8. ВСЕГДА носим в кармане лакомство и ВСЕГДА бурно радуемся выполнению команды «ко мне». Целуем в носик и сразу же ОТПУСКАЕМ на волю. Вместо лакомства вы можете приберечь для этой команды мячик или другую любимую игру или игрушку и в качестве вознаграждения поиграть с собакой. Это даже еще лучше, чем просто лакомство.
9. ВСЕГДА (после достижения возраста 7 месяцев) носим в кармане (или в кулаке) увесистую цепочку-ошейник или цепочку-поводок (как вариант – металлическая коробочка, наполненная гвоздями или другими мелкими металлическими предметами; нужно обратить внимание на то, чтобы при броске/падении она не раскрывалась). Если по команде «ко мне» собака не бросилась к вам, а стоит раздумывает или просто не обращает на вас внимания, самое время запустить в нее этой цепочкой или коробочкой (Цепочкой можно прицельно бросаться, а вот коробочкой лучше целиться рядом, т.к. задача коробочки – создать шумовой эффект. Конечно, в идеале, чтобы собака не увидела, откуда на нее свалилась эта напасть, но если увидит, тоже ничего страшного.) Не пользуйтесь этим приемом слишком часто. Лучше реже провоцируйте непослушание – не давайте команду «ко мне» в неподходящий момент.
10. Если вам срочно нужно поймать собаку, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не гоняйтесь за ней и не давайте команду «ко мне», если она еще недостаточно закреплена. Попробуйте привлечь внимание собаки звуками, хлопками, приглашением поиграть, попробуйте присесть или начните убегать, дайте любую другую команду (лучше ту, которую собака четко выполняет): сидеть, лежать, место, сыр, мясо и т.д. Или попросите хозяев других собак, возле которых крутится ваша, поймать ее.
Полноценное обучение команде «ко мне» займет у вас… до полутора лет. Если повезет, то меньше. Почему так долго? Объясню. Маленького щенка не очень сложно научить подбегать по зову – он счастлив общаться с вами в любой момент. И вот в результате правильного обучения, к 5-6 месяцам вы имеете послушного милого щенка, который бежит к вам, как только вы открыли рот. И тут вы расслабляетесь и забываете все правила, которые должны соблюдать. Щенок растет, начинает лучше выявлять причинно-следственную связь (хозяин позвал – увел домой, хозяин позвал – прекратилась веселая игра, хозяин позвал раз, второй, третий – и в четвертый позовет и т.д.), щенок видит других собак, которые вольготно себя чувствуют, пока их владелец орет до хрипоты «ко мне». Все это ведет к тому, что, пока вы почиваете на лаврах в полной уверенности, что воспитали послушную собаку, щенок впитывает другую, не совсем желательную для вас, но очень значимую для него, информацию. Плюс входит в замечательный подростковый возраст (никому не нужно объяснять, что это такое, – достаточно провести аналогию с подростковым возрастом ребенка). Организм щенка после 7 месяцев перестраивается, перестраиваются и его мозги, и щенок постепенно превращается во взрослую собаку со своим видением окружающей среды и себя в ней. То есть у вашей собаки начинается очень сложный подростковый период. Вернее, сложный он у вас, а ваша собака просто будет всеми силами стараться повысить свой статус в семье. Чтобы собака не влезла вам на голову и не начала вами командовать, будьте с ней строги, но справедливы. Это значит, что мы не срываем на собаки обиду на свою беспомощность, а упорно, последовательно и целеустремленно добиваемся выполнения своих команд. Запаситесь терпением - подростковые испытания на прочность могут продлиться до 1,5 лет.
Вот почему очень важно не прекращать постоянно закреплять команду «ко мне» на протяжении всего периода взросления собаки. В целом же время обучения команде «ко мне» зависит, в первую очередь, от ваших способностей, во-вторых, от врожденных способностей и врожденной ориентированности обучаемой собаки на человека (во многом эти качества зависят от породы; так что, выбирая породу, вы должны понимать, какие качества собаки для вас более ценны) и может продлиться от 3 недель до полутора лет.
Итак, обучение команде «ко мне» я разбиваю на 7 четких этапов.
Еще раз выделю основные моменты в обучении:
- ТОЛЬКО позитив
- ВСЕГДА вознаграждение
- искренне РАДУЙТЕСЬ каждый раз, когда сумели так объяснить, чего хотите, что ваш щенок вас понял
- в качестве вознаграждения – ЭКСКЛЮЗИВ, т.е. то, что обычно щенку недоступно, то, что он не получает «за так»: самый любимый мячик, самая вожделенная мягкая игрушка, самый вкусный сыр, самая веселая игра с хозяином и т.д.
- ПОСТЕПЕННОЕ продвижение от «чернового» выполнения команды к идеальному
- вознаграждение ТОЛЬКО за правильное выполнение команды: сначала и за «черновое», потом только за улучшенный вариант «чернового», потом исключительно за идеальное выполнение
- приступаем к новому этапу только после закрепления предыдущего на 5 с плюсом. Если на новом этапе ничего не получается, ВОЗВРАЩАЕМСЯ к предыдущему этапу и отрабатываем его на 5 с двумя плюсами.
I этап. Приучение к имени
Часть первая.
Приучите для начала щенка к имени. Называйте его по имени всякий раз, как подходите к нему, общаетесь с ним, кормите или играете. Затем начинайте подзывать с некоторого расстояния. Зовите его с особой интонацией (как говорили бы с годовалым ребенком), смотрите ему в глаза, улыбайтесь, присядьте, поманите руками, игрушкой, лакомством. Он обязательно подбежит к вам. Радостно похвалите, приласкайте, покормите, поиграйте. Так вы приучаете щенка реагировать на ваш голос, формируете позитивное восприятие вас как хозяина, закрепляете стремление щенка быть рядом с вами. Постепенно убирайте дополнительные действия, оставляйте только подзыв голосом. В качестве вознаграждения уже можно обойтись просто лаской.
«Черновое» выполнение 1: подбежал к игрушке/вкусняшке
«Черновое» выполнение 2: среагировал на голос (т.е. замер, посмотрел в вашу сторону), подбежал к игрушке/вкусняшке
«Черновое» выполнение 3: среагировал на голос без игрушки/вкусняшки, но не с первого раза
«Черновое» выполнение 4: среагировал на голос с первого раза
Не мучайте щенка непрерывными призывами. Позвали, получили положительный результат, похвалили и оставили ребенка в покое. Делайте упражнение в течение дня раз 10-15.
Когда щенок начнет реагировать на произнесенное свое имя без дополнительных действий, усложните задачу: назовите его имя и ничего не давайте, постарайтесь глазами поймать взгляд щенка и только в этом случае очень бурно порадуйтесь и выдайте награду. Награда не должна быть видима щенку: прячьте ее за спиной или в руке. Очень хорошо, чтобы награда появлялась как-бы ниоткуда, тогда щенок не будет упорно следить за руками или за карманом, откуда вы извлекаете лакомство или игрушку. Через некоторое время щенок сам будет искать ваш взгляд. Не давайте награду, если не встретились глазами.
Идеальное выполнение: произнесли имя – щенок посмотрел в глаза
Приучение к имени не предполагает подход к хозяину, можете сами подойти и похвалить щенка. Он просто должен вас услышать, а вы должны понять, что вас услышали. Если вы видите, что щенок понял, что от него требуется, поощряйте только за более правильное выполнение. Например: когда щенок четко реагирует на голос («Черновое» выполнение 3), вы сдержанно хвалите в том случае, когда вам приходится привлекать его внимание дополнительными средствами – похлопываем или демонстрацией игрушки/вкусняшки, – и более интенсивно хвалите, если вы обошлись без этого. В конце этапа вы радостно хвалите за взгляд в глаза и сдержанно за просто подход.
Если вы успешно справились с первым этапом, вас можно поздравить! Вы установили контакт со своим питомцем!
Часть вторая
Теперь ваша задача – добиться реакции щенка на ваш голос, когда он чем-то занят. Он играет – позовите его. Он двигается от вас – позовите его. Он ест – позовите его. Вознаграждение должно быть бОльшим по значимости, чем то занятие, которым он занимался. В случае игры – новая и очень интересная игрушка или вкусняшка, в случае еды – самая наивкуснейшая вкусняшка.
«Черновое» выполнение 1: реагирует через раз
«Черновое» выполнение 2: среагировал на голос с игрушкой/вкусняшкой, но не с первого раза
«Черновое» выполнение 3: среагировал на голос, но не с первого раза
Идеальное выполнение: услышав свое имя, сразу же повернулся в вашу сторону, независимо от того, чем занимался в данный момент, ловит глазами ваш взгляд
II этап. Первые шаги
Любую команду (если это не комплекс команд) начинаем с произнесения имени собаки. Таким образом вы привлекаете ее внимание и можете видеть, готова ли она к общению с вами. II этап можно выполнять одновременно со второй частью первого этапа.
Дальше полностью повторяете первый этап. Только после имени добавляете команду «ко мне». Важно, чтобы щенок ничем не был занят в этот момент, чтобы его внимание было сосредоточено на вас.
«Черновое» выполнение 1: по команде подбежал к игрушке/вкусняшке
«Черновое» выполнение 2: по команде подбежал, не видя игрушки/вкусняшки
«Черновое» выполнение 3: по команде подбежал, но не с первого раза
Идеальное выполнение: произнесли кличку – щенок посмотрел на вас, дали команду «ко мне» - подбежал с первого раза из состояния «ничем не занят»
III этап. Продвижение
Теперь усложняем задачу и делаем подзыв из состояния «занят чем-то интересным».
К этому этапу ваш щенок уже реагирует на свою кличку, чем бы он ни занимался. Нет? Тогда нужно еще поработать над I этапом. Начните все сначала. Не пугайтесь – скорее всего, процесс займет у вас не больше одного дня. Уделите особое внимание тому черновому выполнению, где происходит сбой. Только после того, как преодолеете сбои, двигайтесь дальше.
Схема такая: произносим кличку, видим реакцию, даем команду «ко мне», награждаем, отпускаем. Интенсивнее хвалим всякий раз, как наблюдаем прогресс. И заканчиваем на этом мини-занятие. Повторяем в течение дня раз 10-15 в разное время.
«Черновое» выполнение 1: по команде бросил свое занятие не с первого раза и подбежал к игрушке/вкусняшке
«Черновое» выполнение 2: по команде бросил свое занятие (не с первого раза и не всякое) и подбежал, не видя игрушки/вкусняшки
Идеальное выполнение: по команде бросил любое свое занятие и с первого раза подбежал, не видя игрушки/вкусняшки
На этом домашний этап закончен. Можно начинать тренироваться на улице. Напомню, что пока мы отрабатываем команду «ко мне» дома, на улице ее ни в коем случае не используем. А вот по имени собаку называть на улице можно и нужно. Старайтесь угощать ее вкусняшкой всякий раз, когда она среагирует. Не создавайте фон постоянным произнесением имени. Не предпринимайте никаких мер, если щенок увлекся и не слышит вас, - это нормально для ребенка. Вы таким образом просто учитесь понимать, в каких обстоятельствах щенку проще вас услышать, а какие раздражители гораздо сильнее вашего авторитета. Это понимание вам пригодится в дальнейшем.
IV этап. Улица, прогулка на поводке
Начинайте отработку команды «ко мне» на улице, справившись на «отлично» с подходом в домашних условиях: с первого раза и из любой ситуации.
Если собака гиперактивная, начинайте обучение в конце прогулки, когда щенок получил достаточно впечатлений и немного устал. Упражняйтесь в спокойном, привычном для щенка месте. Время занятий – около 5 минут. Или же прекращайте занятие раньше, как только увидите, что у щенка пропал интерес. Заканчивайте занятие, как только щенок понял, чего вы от него добиваетесь. Поводок должен быть приспущен, не натянут. Произнесите имя собаки, убедитесь в реакции и бодрым громким голосом дайте команду «ко мне». Подождите пару секунд – дайте собаке возможность сообразить и выполнить ее самостоятельно. Если видите раздумья или недопонимание, покажите игрушку/вкусняшку, наклонитесь или присядьте, похлопайте в ладоши, поманите руками, поговорите с особой интонацией со щенком (кстати, постоянно с такой интонацией не нужно разговаривать с собакой, ее нужно сменить на обычную, как только вы поймете, что ваш щенок знает свою кличку), попятьтесь назад. Радостно похвалите в случае подхода. Если ничего не получилось, поддерните собаку за поводок. Рывочек должен быть не сильным, но хлестким. Не тяните за поводок. Поддерните несколько раз в направлении к себе. Усильте рывок, если собака никак не поймет, что вам нужно. Когда рывком обратили на себя внимание, попробуйте опять продемонстрировать игрушку/вкусняшку, присесть и т.д. Не все сразу, конечно, – найдите то, на что собака больше всего реагирует.
«Черновое» выполнение 1: обернулся на имя, подошел не сразу, подошел любым способом, включая поддергивание поводком
«Черновое» выполнение 2: по команде подошел сам не сразу, без поддергивания, но с дополнительным привлечением внимания
«Черновое» выполнение 3: по команде подошел, а еще лучше – подбежал сразу, но с дополнительным привлечением внимания
Идеальное выполнение: подбежал сразу только по голосовой команде.
V этап. Прогулка без поводка
Продолжаем соблюдать правило не произносить команду «ко мне» ни в каких других обстоятельствах, кроме уже отработанных.
Можно начинать тренировать подзыв без поводка. Собака должна быть спокойна, место привычным, без посторонних раздражителей. Начинайте с маленького расстояния, постепенно его увеличивая. Если собака не желает подходить, стоит и смотрит на вас, и никакие разученные ранее действия не помогают, попробуйте убегать от нее. Обычно срабатывает инстинктивное желание следовать за вожаком или же принять участие в активной игре. Оборачивайтесь убегая и продолжайте звать – как только увидите, что собака бежит за вами, развернитесь и радостно встретьте ее, восторженно похвалите и угостите лакомством или поиграйте. Можно не убегать, если обстановка не располагает к этому (много людей, дорога неподалеку и т.д.), а просто присесть. Собаке покажется, что вы стали маленьким, потому что удалились. Стадное чувство заставит ее побежать к вам.
«Черновое» выполнение 1: по команде подошел не сразу с дополнительным привлечением внимания
«Черновое» выполнение 2: по команде подошел, а еще лучше – подбежал сразу, но с дополнительным привлечением внимания
Идеальное выполнение: подбежал сразу только по голосовой команде
Если не получается подозвать собаку из свободного состояния, значит недостаточно хорошо отработан этап подхода на поводке. Вернитесь на один этап назад и поработайте еще.
Заканчивайте тренировку на успехе и на позитиве. Если собака способная, у вас тренировка займет 1-2 минуты. Повторите 3-4 раза за прогулку. Не зовите собаку, если она чем-то увлечена. Каждый подход собаки по команде должен вызывать у вас бурю восторга. Не стесняйтесь! Вам и вашей собаке это сейчас очень нужно!
Полезное упражнение: во время прогулки, когда собака занята своими делами и забыла о вас, спрячьтесь. Лучше это делать, когда гуляете с кем-то еще, чтобы оставшийся с собакой мог стимулировать ее и поначалу вместе с ней побегать как-бы в поисках вас. Радость встречи должна быть очень бурной. Если вы гуляете в одиночку, выбирайте такое укрытие, чтобы видеть собаку и в случае необходимости позвать ее или показаться из-за укрытия. Ни в коем случае не проделывайте это возле дороги и не теряйте собаку из виду. Такое упражнение стимулирует интерес к вам и развивает внимание собаки. Через какое-то время вы обнаружите, что вам очень тяжело улучить момент для того, чтобы спрятаться.
VI этап. Высший пилотаж
На этом этапе команда отрабатывается в ситуациях с наличием посторонних раздражителей. У каждой собаки своя градация сосредоточенности на раздражителях, вы уже должны знать, от чего ее проще оторвать, от чего сложнее (помните, мы на прогулке звали собаку по имени, чтобы понять это?). Начинайте с простых раздражителей, постепенно добавляя более сложные ситуации. Начните, например, с ситуации, когда собака не увлечена, а просто бегает, не обращая на вас внимания. Если все в порядке, постепенно усложняйте задачу: позовите собаку, когда она что-то усиленно нюхает. Справившись с такой ситуацией, усложните еще - позовите собаку, когда она увидела другую собаку и вот-вот рванет к ней. Похвалите за подход и дайте сделать то, что она собиралась делать до подзыва. Если ваша собака не подходит в какой-то из этих ситуаций, отработайте проблемный подход с применением поводка. Когда увидите четкое выполнение команды на поводке, можно будет ее отрабатывать "из свободного полета". Помните, что после подхода вы на этом этапе должны позволить собаке сделать то, что она хотела.
Не злоупотребляйте командой «ко мне», когда нужно увести собаку домой или не позволить познакомиться с опасной на ваш взгляд породой. Лучше заблаговременно пристегните поводок, дайте запрещающую команду, остановите собаку каким-нибудь другим способом. Или пока что молча перетерпите, если знаете, что все равно не послушается.
Если вы заметили, что в игре с другими собаками ваш питомец вас ну совсем «не слышит», запустите его в игру на поводке. Назовите по имени, дайте команду, дайте пару секунд на то, чтобы дошло, если не дошло - рывок поводком, еще и еще рывок, каждый раз секунду выжидаем, чтобы собака сама пошла. Как только пошла сама, радостно встречаем, угощаем вкусной вкусняхой и отпускаем снова в игру на поводке. Через некоторое время повторите упражнение. Если вы сделали меньше рывков поводком, это значит, что вы продвинулись в этом упражнении. Наградите собаку и отпустите с поводка, дайте наиграться. Если вы собрались уходить, ни в коем случае не забирайте ее по команде «ко мне», пока она не отработана в подобных ситуациях, просто молча отловите ее и пристегните поводок.
Если есть особые трудности с подходом в момент окончания прогулки, то в течение прогулки 4-5 раз берем собаку на поводок и через некоторое время отпускаем (начинать надо с кратковременного «ареста», постепенно увеличивая время прогулки на поводке до 2-3 минут). По окончании прогулки стараемся команду «ко мне» не давать. И только добившись четкого подхода во время прогулки, начинаем использовать команду «ко мне» перед окончанием прогулки.
На этом этапе «черновым» исполнением считаем подход в простых ситуациях
Идеальное выполнение и высший пилотаж – моментальный подход из любой ситуации
VII этап. Поддержание команды
Для закрепления и отработки команды носите всегда на прогулку лакомство. Чем менее отработана команда, тем чаще поощряйте правильное ее выполнение. Носите лакомство на прогулки лет до полутора. Не бросайте тренировать команду «ко мне» в течение всего подросткового периода. На прогулке подзывайте собаку 3-5 раз из любых, даже самых соблазнительных ситуаций (радостная встреча с другом, очень замечательная птичка или кошка и т.д.). Команду давайте так, чтобы у вас не возникали сомнения по поводу того, услышала вас собака или нет, т.е. четко, бодро и громко. Любое сомнение и задержка подхода пресекаются летящей цепочкой или коробочкой с металлическими предметами. Каждый подход вознаграждается похвалой, иногда даем лакомство, иногда играем.
Как только заметили, что команда начала «слетать», займитесь ее отработкой, начиная с того этапа, который выполняется безукоризненно. В период подросткового возраста добавляем при отработке кроме «пряника» еще и «кнут»: бананы из ушей хорошо выпадают после конкретного достаточно сильного (не оторвите голову собаке!) рывка поводка, после попадания в филейную часть увесистой цепочки, от грохота коробочки с металлическими предметами, от грозного окрика с решительным наступлением хозяина. Важно не раздражаться, а после подхода собаки в результате предпринятых строгостей спокойно похвалить ее, чтобы продемонстрировать, что, если уж подошла, то хозяин не будет свирепеть и отрываться. Но не слишком рьяно хвалите, чтобы было понятно, что такое выполнение не есть на 100% тем, что ожидалось. Вообще старайтесь умерить свой пыл и не наказывать нашкодившую собаку, если она к вам подошла или даже просто осталась на месте в ожидании вас. Отчитайте ее, сделайте глубокий вдох и выдох, дайте нормальным голосом команду, которая выполняется собакой «на ура», похвалите ее и забудьте о происшествии.
Итак ПОЗДРАВЛЯЮ! Ваша собака идеально выполняет команду «ко мне». Вы были упорны, терпеливы и последовательны все это время (2, 3, 5 или 15 месяцев). Теперь можете расслабиться на 8, 10 или 15 и больше лет!
PS. Если на сегодняшний день вы недовольны выполнением вашей собакой команды «ко мне», делайте следующее: НАЧНИТЕ ВСЕ СНАЧАЛА, но с более усердной методичностью и терпением. Помните, что собака не в курсе, что ДОЛЖНА вас слушаться. Все, что вы принимаете за непослушание, это ВАША промашка, ВАШЕ неумение понять собаку и правильно ей объяснить, чего же вы все-таки от нее хотите.