Принцип «С моим хозяином так интересно!»
Если придерживаться этого принципа в дрессировке щенка, то вы в результате получите собаку, которая не будет на тренировках отвлекаться на других собак/птичек/кошек/людей, она будет с нетерпением ждать ваших команд, заглядывая вам в глаза и как бы говоря: ну дай мне, дорогой мой хозяин, какую-нибудь команду! я покажу тебе, как здорово я смогу ее выполнить!
Самый главный постулат этого принципа – хозяину тоже интересно то, чем он занимается со щенком. В первую очередь вам должно быть интересно с ним играть: бегайте, ройте ямки, прячьтесь, играйте с палочками (достаточно длинную палочку можно волочить по земле – щенку очень понравится догонять такую палочку). На домашние игрушки, даже на самые любимые, щенок может и не реагировать на улице. Научитесь быть актером, но только искренним актером: вслух нахваливайте палочки, ямки, листочки, шевелите ими, «убегайте» ими от щенка, восхищайтесь бабочками, цветочками, травкой и т.д. Таким образом вы учите малыша слушать вас, интересоваться тем, чем вы интересуетесь, вы его учите контактировать с вами. Не спешите начинать занятия со щенком только выйдя на улицу. Дайте ему время адаптироваться и почувствовать удовольствие от прогулок. Пускай щенок изучит маршруты и места прогулок и чувствует себя в этой местности комфортно.
Игра
Первым этапом может стать закрепление тех команд, которые уже успешно выполняются дома. Не удивляйтесь, если щенок не среагирует на вкусняшку на улице: существует определенная градация раздражителей, когда при более сильном раздражителе, тот, что слабее перестает действовать. Для разных собак эта градация может быть различной. Пищевики (собаки, готовые мать родную продать за еду), например, ни за что не пропустят возможность полакомиться. Для других собак более сильным раздражителем считается игра. Игра должна основываться на природном инстинкте собаки догонять и ловить жертву. Поэтому для начальной тренировки можно использовать кожаную тряпку (крепкая и пахнет вкусно), привязанную к веревке. Если щенок не интересуется тряпкой, волочащейся по земле, методом проб найдите такую игрушку, на которую он будет стабильно реагировать: пытаться догнать и забрать. Чтобы «завести» и стимулировать щенка к игре в сопровождение к движению игрушки издавайте азартные веселые звуки: улюлюкайте, чмокайте, шипите, пищите – найдите тот звук, который больше всего возбуждает вашего щенка. Кожаная тряпка вскоре должна быть заменена игрушкой, которую вы можете тягать, не выпуская из рук. Это может быть валик из крепкой мешковины или синтетического материала с достаточно широкими порами, набитый синтапоном (такие валики продаются в зоомагазинах). Вам понадобится немалая сноровка, чтобы «убежать» этим валиком от собаки, а также сила, чтобы собаке было интересно «бороться с жертвой». Кроме того, вы должны будете стать фокусником, потому что игрушка должна появляться моментально и ниоткуда в тот момент, когда собака выполнила требуемый элемент. Если игрушка во время дрессировки будет мельтешить перед носом у собаки, это ослабит ее внимание и отвлечет от выполнения упражнения. Собака будет смотреть на игрушку, а не вам в глаза, когда она всем своим видом демонстрируя желание выполнить то, что вы хотите, чтобы в награду С ВАМИ поиграть.
Главное
- на начальном этапе ваша главная задача – установить позитивный контакт со своей собакой посредством обучения ее выполнять команды, которое основано на игре
- начинайте занятие только в добром здравии и настроении. Не отрывайтесь на малыше за свои неприятности!
- начинать обучение лучше в середине прогулки, когда щенок уже набегался и ведет себя спокойно, но еще не переутомился
- на начальном этапе занимайтесь со щенком ровно столько, сколько он заинтересован в игре с вами. Как только вы заметите, что он начинает отвлекаться, прекратите занятие. Даже не начинайте занятие, если видите, что щенок увлекся чем-то и наверняка не сможет сконцентрироваться на ваших действиях. Не провоцируйте заведомое невыполнение команды.
Категорически запрещается
- никогда не бейте щенка во время тренировки! Он не должен с опаской относится к обучению. Не злитесь на него, держите свои отрицательные эмоции при себе. Он еще маленький, к нему нельзя предъявлять такие же требования, как к взрослой собаке. Самая большая ошибка в дрессировке – своим поведением заставить щенка бояться занятий.
- недопустимо вялое и нерешительное поведение при дрессировке собаки, невнятная или нечеткая подача команды, монотонность в занятиях
Поощрение
- в качестве лакомства используйте нарезанные мелкими кубиками: твердый сыр, круто сваренную печенку (варите подольше, чтобы стала жесткой) или сердце, сваренное и подсушенное мясо, сухарики. Некоторым собакам и корм хорошо идет - не перекормите щенка.
- дрессируйте щенка на голодный желудок. Так он будет больше заинтересован в лакомстве, а значит и в выполнении команд.
- вознаграждение собаки за правильно выполненную команду должно включать не только выдачу вкусняшки, но и усное нахваливание ума и сообразительности вашего питомца с использованием ласковых слов и интонаций.
- бурно радуйтесь его малейшему успеху, не стесняйтесь окружающих
- во время обучения команде подбадривайте щенка ласковым тоном, «болейте» за него и радуйтесь его удачам вслух
- не давайте лакомство без причины, это обесценивает его как вознаграждение
- введите дополнительную команду, которая обозначает, что наступил момент получения вознаграждения. Это может быть любое короткое звучно слово, которое произносится с особо радостной интонацией. Это не должно быть слово, которое часто используется в обиходе, чтобы щенок каждые 5 минут не бежал к вам, услышав его. Можно использовать такие слова: бис, браво, гут, ура, сыр, класс, плюс, бонус и т.д.
Механическое воздействие
Что такое механическое воздействие? Это вовсе не битье и даже не шлепок по мягкому месту. Такое воздействие не принесет положительного результата. Механическое воздействие будет разным при отработке разных команд: для команды «рядом» это рывок, заставляющий принять правильное положение у ноги хозяина, «сидеть» - нажим рукой на крестец и подтягивание поводка вверх и назад, «лежать» - нажим на холку и подтягивание поводка вниз, «стоять» - подтягивание поводка вверх вперед и поглаживание по боку ближе к паху, «место» - возвращение сошедшей с места собаки и укладывание ее там, «ко мне» - поддергивание за поводок или, если щенок не на поводке, привлечение его внимания путем хлопанья, демонстрации лакомства или игрушки, убегания. Если вы достаточно терпеливы, можно обойтись без механического воздействия, дождавшись, пока собака сама выполнит желаемое действие и вознаградив ее за это лакомством.
Команды
- команды давайте четким, достаточно громким, уверенным голосом. Голосом, который не предполагает, что кто-то может не послушаться.
- звучание одной и той же команды не следует варьировать: только «лежать», а не «ляг» или «ложись». Вы можете выбрать, например, команду «ложись», но должны всегда использовать только ее. Нестандартное произношение команды может быть полезно при дальнейшем обучении собаки не слушаться команд посторонних лиц (хорош охранник, который сядет по команде «сидеть» от нападающего!).
- когда вы увидите, что щенок в общем понимает, что от него требуется, - команду ни в коем случае не повторяйте (щенок может решить, что необходимо дождаться второй/третьей/пятой команды «сидеть», а потом только выполнить ее, ведь именно после второй/третьей/пятой команды вы применили неприятное механическое воздействие)! Если щенок не среагировал, за командой незамедлительно должно следовать механическое воздействие. Поначалу достаточно мягкое, чтобы не напугать щенка, впоследствии, когда команда не выполняется не по недопониманию, а по нежеланию, воздействие должно быть более интенсивное. Если щенок запутался и неправильно выполняет команду, удобно применить слово «нет» (или другое, которое вы выберете для такой ситуации: «плохо», «неправильно»). Тогда, сделав пару шагов, измените исходное положение и начните упражнение заново. (Если вы успели разозлиться, глубоко вдохните и медленно выдохните. Помните, что и вы и щенок должны получать удовольствие от занятий.) Обязательно облегчите задание, пускай щенок выполнит то, что уже хорошо умеет делать, а при выполнении той команды, которую вы изучаете, «подскажите» щенку, как правильно сделать. При малейшем успехе радостно похвалите его и оставьте в покое. Вы уже и так достаточно упешно позанимались!
- всегда имейте в виду именно то, что вы командуете собаке. Если вы говорите ей «место», а сами думаете: «бедный малыш, ему так хочется побегать», поверьте, ваши скрытые мысли прозвучат особыми интонациями, которые без труда уловит тонкий слух собаки. А способность чувствовать и понимать настроение хозяина нашепчет щенку: «да он сам не очень-то хочет, чтобы ты это делал, можно просто подластиться к нему и получить вкусняшку даром».
- не применяйте слишком часто команду «ко мне», не подкрепив ее достаточно сильным раздражителем. Лучше реже, да лучше! Чтобы щенок не одолжение вам делал, принимая лакомство, а аж бегом бежал, зная, что сейчас с хозяином состоится очень захватывающая игра
- не применяйте слишком часто команду «нельзя» без подкрепления условным раздражителем (особенно, если собака не реагирует или не сразу реагирует на эту команду). В этом случае развивается равнодушие к команде и халатное отношение к ее выполнению. Точно также не следует перебарщивать с механическим воздействием при команде «нельзя». Вы можете запугать щенка и при каждой такой команде он будет «падать в обморок» (ложиться, прижимать уши, поджиматься, дрожать). Регулируйте интенсивность этой команды в зависимости от степени ее важности в том или ином случае: одно дело, когда щенок в игре заскочил на диван, и совсем другое, когда подобрал с земли какую-то гадость.
- добавьте более мягкую команду, которая бы обозначала «сейчас нельзя, а чуть позже или в другой раз - можно»: например, «жди» или «нет». Вы ведете своего щенка на поводке и встречаете другого щенка, они начинают играть и запутывать ваши ноги поводками. Вы с радостью отпустите своего малыша поиграть, но не сейчас, а когда отойдете на безопасную полянку и отстегнете поводок. Скомандуйте ему «нет», возьмите на короткий поводок, не позволяйте играть, дойдите до места, отстегните поводок, скомандуйте «гуляй» или «можно», отпустите на волю.
- введите дополнительную команду, обозначающую, что щенок неправильно выполняет поставленную задачу (например «нет», «плохо», «двойка»). Произносите ее достаточно жестко и расстроенно.
Прогресс
- двигайтесь от простого к сложному, от чернового выполненя к безукоризненному. Не торопите события!
- не переходите к следующему навыку, пока не закрепили предыдущий, чтобы у щенка не образовалась каша в голове.
- занимайтесь отработкой команд, пока щенку интересно (это обычно минуты 2-5), как только увидите, что щенок начинает отвлекаться, прекратите занятие
- занятие желательно заканчивать на позитиве: заканчивайте занятие той командой, которую щенок выполняет лучше всего, не обучайте его в присутствии других собак, если, конечно, вы не на дрессировочной площадке
- прекращайте отработку навыка при первом же намеке на успешное выполнение.
Например, начиная отрабатывать команду «рядом», дайте команду, двигайтесь быстро, если не побежал за вами, привлеките внимание щенка игрушкой или вкусняшкой, бурно порадуйтесь, если он пробежит рядом с вами пару шагов, отдайте лакомство или поиграйте игрушкой. На этой прогулке к команде «рядом» больше не возвращаемся.
- идеально, если вы найдете дрессировочную площадку, на которой обучение основывается на заинтересованности собаки, а не на муштре. К муштре вы перейдете на более позднем этапе, когда будете оттачивать правильное выполнение команд для сдачи нормативов.
- устраивайте перерывы в дрессировке на пару дней, если занимаетесь ежедневно, или на пару недель, если занимаетесь по выходным. Собаке надоедает однообразие, она может начать путать хорошо выученные команды.